Ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. Установлен по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения.
Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.
Основная его цель – повышение информированности населения о проблемах психического здоровья и способах его укрепления.
Критерии психического здоровья
- полноценность сна;
- умственная работоспособность;
- осознание и чувство постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
- критичность к себе и своим результатам;
- соответствие психических реакций на раздражение из среды обитания;
- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Любой человек, живущий в обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен свой набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии в человеческом обществе. Стадии развития можно обобщенно представить следующим образом:
От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, различных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых.
От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.
От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация к внесемейному окружению.
От 13 до 19 лет. Обычно это трудный период в любом мире. Он сопровождается резким скачком в физическом развитии и конфликтами как с родителями, так и со сверстниками. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.
Зрелость. Она предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.
Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать.
Таким образом, наличие этих проблем - еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Сохранение психического здоровья и предупреждение психических расстройств - гораздо менее понятная задача, чем предупреждение инфекционных болезней, для профилактики которых проводится вакцинация, а для лечения применяются антибиотики. Обучение основам психического здоровья должно осуществляться на протяжении всех возрастных этапов человека.
Огромную роль в формировании здоровой психики может и должна сыграть семья. Психика ребенка начинает закладываться в утробе матери. От психологической обстановки вокруг будущей матери, ее эмоционального состояния зависит формирование психики ребенка. И в дальнейшем, уже после рождения ребенка, от того, как относятся к нему в семье, чувствует ли он себя комфортно, защищено, зависят не только индивидуальные особенности ребенка, но и то, насколько полно он сможет самореализоваться в процессе своего развития, насколько разовьются заложенные в нем природой генетические предпосылки.